Обмороки

Из-за чего может быть обморок и какое лечение назначает врач при частых потерях сознания.

Что такое обморок

Обморок (синкопе) – непродолжительная потеря сознания, спровоцированная преходящим снижением кровообращения головного мозга. При обмороке снижается тонус мышц и пациент падает.

Типы:
  • нейрогенный – развивается из-за резкого расширения сосудов;
  • ортостатический – вызван недостаточностью вегетативной нервной системы, приемом некоторых препаратов;
  • кардиогенный – связан с болезнями сердца;
  • цереброваскулярный – возникает из-за нарушений работы экстракраниальных сосудов;
  • атипичный – не имеет явных причин развития обмороков.

Потеря сознания происходит внезапно и длится чаще всего в течение нескольких минут. Первые случаи обмороков у пациентов обычно наблюдаются в возрасте 10–30 лет. Потеря сознания развивается с равной частотой у женщин и мужчин.

Причины потери сознания, симптомы

На пресинкопальной стадии (перед потерей сознания) появляются такие симптомы обморока:
  • головокружение;
  • слабость;
  • рвотные позывы;
  • дискомфорт в грудной клетке;
  • сложности в удержании равновесия.

Стадия продолжается несколько минут. После кожа становится бледной, снижается артериальное давление, замедляется дыхание. Перед глазами темнеет, появляются пятна, развивается шум в ушах, мышцы непроизвольно расслабляются. В период восстановления сознание возвращается. Пациент может вспомнить события, которые с ним произошли, чувствует боль в области головы.

Причины обморока:
  • сужение или чрезмерное расширение сосудов;
  • сердечная недостаточность;
  • снижение артериального давления;
  • болезни дыхательной системы;
  • болевой синдром;
  • психическое или физическое истощение;
  • воздействие высоких температур;
  • продолжительное пребывание в душном помещении.

После обморока рекомендовано пройти обследование для исключения тяжелых заболеваний.

Лечение обмороков

Перед установлением причины обморока проводится консультация у невропатолога или терапевта. Что уточняет врач:
  • при каких условиях произошла потеря сознания;
  • в каком положении находился больной перед обмороком;
  • какие симптомы были после прихода в сознание;
  • какие хронические заболевания есть у больного.

Дополнительно назначаются инструментальные исследования – тилт-тест, проба с гипервентиляцией, ультразвуковая диагностика сердца, анализ крови и т.д.

С учетом причин потери сознания назначается индивидуальное лечение. Медикаментозная терапия подразумевает прием метаболических препаратов, адреномиметиков и т.д. Если обморок вызван психологическими расстройствами, проводится психотерапия.

Для профилактики обмороков рекомендовано регулярно проходить обследования для оценки состояния здоровья, отказаться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни. При ухудшении самочувствия лучше принять сидячее или лежачее положение. Это поможет избежать травм при обмороке.

Невролог, ревматолог, физиотерапевт, Врач первой квалификационной категории

Мануальный терапевт, Невролог, Врач второй категории, Подиатр, Физиотерапевт