Мигрень

Что такое мигрень и какие факторы провоцируют сильные головные боли. Для получения консультации оставьте заявку на сайте.

Что такое мигрень

Головные боли различаются по продолжительности, характеру и интенсивности. По своему происхождению они делятся на первичные и вторичные. Первичные головные боли – самостоятельная патология, при которой головная боль – это первая и основная жалоба. К ним относится мигрень – хроническое заболевание, сопровождающееся приступами сильной боли в определённой части головы, причины возникновения, симптомы и признаки которой крайне разнообразны, а лечение назначается только после тщательной диагностики.

В первую очередь следует обратиться к врачу- терапевту. Как правило, при мигрени не выявляется никаких изменений в соматическом и неврологическом статусе. При их обнаружении врач даст направление на лабораторно-инструментальные обследования и консультацию профильных специалистов: врача- невролога , эндокринолога, кардиолога,, стоматолога, оториноларинголога для исключения/подтверждения вторичной головной боли.

Особенность заболевания – может передаваться по наследству, однако у отдельных людей развивается и само по себе, результат неправильного образа жизни, травмы,гормональные изменения - поскольку до полового созревания мальчики страдают мигренью немного чаще, чем девочки, в то время как женщины испытывают мигрень в 2-3 раза чаще мужчин

Чаще всего приступы вызывают эмоциональный стресс, изменения погоды, менструация, голод, недосыпание или избыточный сон, некоторые пищевые продукты (шоколад, цитрусовые, бананы, жирные сыры) и прием алкоголя. Этот недуг встречается у активных людей, с высоким интеллектом, отчего мигрень даже называют "болезнью великих".

Сильная мигрень продолжается от нескольких часов до 2-3 суток. По статистике, болезнь чаще развивается у женщин. Отсутствие ее лечения приводит к тяжелым последствиям – заболеваниям головного мозга.

Существует две формы болезни – с аурой и без нее. Аура – развитие в течение часа до приступа мигрени нарушений зрения, слуха, обоняния. Патология бывает эпизодической и хронической. В первом случае приступы случаются редко, во втором – чаще 15 дней ежемесячно в течение трех месяцев.

Признаки и симптомы мигрени

Рассмотрим, от чего бывает мигрень:
  • чрезмерное умственное, эмоциональное напряжение;
  • хронический стресс;
  • недостаток времени для сна и отдыха ночью;
  • хроническое переутомление;
  • курение и распитие спиртных напитков;
  • перенесенные ранее травмы головы;
  • изнуряющая физическая нагрузка;
  • гормональные колебания;
  • употребление продуктов с тирамином (шоколад, орехи, копченые продукты);
  • воздействие резких звуков, яркого света;
  • длительное воздействие высоких температур, нехватка кислорода.

Симптомы мигрени различаются от стадии. На начальной стадии у пациента меняется настроение, он становится чувствительным к шуму и яркому свету. На стадии ауры появляются спазмы сосудов – они проявляются зрительными нарушениями, расстройствами слуха.

Возникают перемены в психоэмоциональном состоянии, человек становится сонливым, часто зевает. Возникают трудности с засыпанием, частые пробуждения ночью. Может ощущаться покалывание в верхних конечностях. Эти симптомы мигрени предшествуют приступу. Продолжительность этого этапа варьируется от двух-трех часов до двух-трех дней.

Приступ проявляется односторонней головной болью. Она постепенно становится выраженной и нестерпимой. Во время приступа возможно появление тошноты, рвотных позывов, боли в мышцах шеи и плеч.

Тяжелое осложнение при мигрени – обезвоживание. Повышается риск инсульта и инфаркта миокарда, отеков головного мозга.

Как проводится лечение?

Мигрень — это неврологическая болезнь, диагноз мигрени обычно выставляется на основании жалоб, после беседы с больным и его осмотра.

Перед тем, как назначить лечение, врач проводит диагностику. Он собирает жалобы и анамнез, уточняет, когда приступ начинается, что становится провоцирующим фактором. При наличии показаний назначается рентгенография, магнитно-резонансная томография шейного отдела позвоночника, анализ крови и мочи.

На сегодняшний день разработано множество методов лечения мигрени. Какое лечение является наилучшим? Наилучшим будет лечение, которое подобрано в соответствии с индивидуальными потребностями конкретного пациента.

Лечение направлено на облегчение состояния больного и предупреждение новых приступов. Какие медикаменты назначаются:

1. обезболивающие препараты;
  2. противовоспалительные средства;
  3. вещества триптанового ряда;
  4. гормональные медикаменты;
  5. средства для предотвращения рвотных позывов.

Для профилактики развития повторных приступов назначают бета-адреноблокаторы, антидепрессанты, средства от судорог. Лекарства используются только по рецепту врача.

При мигрени важную роль играет и образ жизни,следует отказаться от курения, сбалансированно питаться, избегать стрессов.Рекомендуется соблюдать диету и исключить из питания все продукты, содержащие амины (тирамин, гистамин, серотонин), так как они могут провоцировать развитие приступов. Строгие ограничения накладываются в отношении следующих продуктов: жирное мясо (особенно свинина); копчености (салями, вяленое мясо, колбасы, рыба); субпродукты; сыры, особенно выдержанные сорта (чеддер, бри, швейцарский, рокфор); бобовые; орехи; цитрусовые; икра. По возможности нужно нормализовать количество сна и отдыха, избегать физических и эмоциональных перенапряжений. Медикаментозное профилактическое лечение мигрени при беременности противопоказано, так как может оказать негативное воздействие на плод.

Невролог, ревматолог, физиотерапевт, Врач первой квалификационной категории

Мануальный терапевт, Невролог, Врач второй категории, Подиатр, Физиотерапевт