Синдром Рейно

Диагностика и лечение синдрома Рейно. Предупредите развитие осложнений вместе со специалистами нашей клиники.
Ревматолог.

Что такое синдром Рейно

Синдром Рейно — это, говоря простыми словами, изменение окраски пальцев рук или ног, которое сопровождается покалыванием, онемением, чувством холода, а иногда и болевым синдромом. Нарушение артериального кровоснабжения (ишемия) и сужение сосудов происходит под воздействием низких температур либо эмоционального перенапряжения. Конечно, повышенная чувствительность к холоду может быть и у абсолютно здорового человека, однако дело ограничивается легким покраснением кожи, без каких-либо других неприятных симптомов.

Если патология возникает на фоне аутоиммунного заболевания (чаще всего это ревматоидный артрит, системная красная волчанка, патологии крови, склеродермия), то его называет вторичным. Но подобных случаев всего 1 на 10. Все остальные случаи — это первичный синдром Рейно, возникающий как самостоятельная патология. При первичной форме наблюдается симметричное проявление симптомов, при вторичной — чаще всего одностороннее.

Обычно синдром Рейно протекает легко и особой опасности не представляет. Тяжелые формы, приводящие к развитию гангрены, встречаются крайне редко.

Код заболевания по МКБ — 173.0.

Стадии и симптомы синдрома Рейно

Выделяют 3 стадии (степени) развития синдрома Рейно болезни.

• Первая — побледнение (побеление) в результате спазма сосудов. Кожа делается холодной, немеет. Боль, как правило, отсутствует.
  • Вторая — синюшность после резкого расширения капилляров и остановки кровотока. Появление и усиление боли.
  • Третья — восстановление кровотока, сопровождающееся покраснением и ощущением жара в верхних фалангах. Отечность, снижение болевого синдрома.

Однако приступы, включающие все три стадии, встречаются не более чем у 20% пациентов. У остальных «атаки» ограничиваются двумя или даже одной стадией — побелением и/или синюшностью. Как правило, страдают пальцы рук, гораздо реже — одновременно кистей и стоп. И совсем редко — только стоп.

На начальных этапах заболевания поражаются 1-2 пальца кисти или стопы, но затем процесс перекидывается и на остальные. При этом большой палец чаще всего остается незатронутым. Приступы в среднем длятся 15-25 минут и проходят сами по себе либо после согревающих процедур. Зимой клинические симптомы проявляются более интенсивно, чем в теплое время года. Но если ишемия прогрессирует из-за присоединившейся инфекции, то пальцы становятся толстыми, малоподвижными, на коже образуются небольшие язвы (некроз). Длительная ишемия пальцев с последующим повреждением клеток ведет к дистрофическим изменениям, развитию остеопороза, остеоартроза, некроза и гангрены тканей.

Причины развития синдрома Рейно

Патогенез (механизмы развития болезни) еще не изучен до конца. Наиболее частые причины патологии, по мнению ученых:
  • системные аутоиммунные патологии (ревматизм, васкулиты и др.);
  • заболевания периферических артерий;
  • патологии эндокринной системы;
  • нейродегенеративный заболевания;
  • гепатит С;
  • вибрационная болезнь;
  • прием некоторых лекарственных препаратов.

В клинике Premium ZdravClinic работают специалисты с большим опытом лечения аутоиммунных патологий. Диагностика проводится на самом современном оборудовании. Если у вас появились начальные признаки синдрома Рейно, без промедления запишитесь на консультацию к специалисту — это позволит избежать серьезных осложнений.

Диагностика

Диагностикой и лечением занимается терапевт или ревматолог. Для определения клинической степени болезни врач собирает анамнез, проводит осмотр, назначает лабораторные и инструментальные исследования. Во время осмотра он обращает внимание на такие факторы как изменение цвета кожи, наличие болевого синдрома, специфику работы пациента, прием каких-либо препаратов. Наиболее характерным признаком синдрома Рейно является побеление верхних фаланг, так как повышенная чувствительность к холоду есть и у здоровых людей, но пальцы у них не белеют, а сразу приобретают красноватый оттенок.

Исследования, которые назначают пациенту при подозрении на синдром Рейно:
  • общеклинический анализ крови (на лейкоцитарную формулу, скорость оседания эритроцитов — СОЭ);
  • исследование крови на концентрацию ревматоидного фактора;
  • анализ на антиядерные (антинуклеарные) антитела;
  • тест на холодовые агглютинины;
  • тест на криоглобулины.

Результаты исследований дают возможность уточнить клиническую форму синдрома — первичный он или вторичный. Если выявлены специфические антитела, характерные для аутоиммунных патологий, вероятность вторичного варианта значительно возрастает.

Как лечат синдром Рейно

Пациентам, у которых диагностирован синдром Рейно, прежде всего рекомендуют держать все тело в тепле, исключить вредные привычки (особенно курение) и стрессы, своевременно лечить основное заболевание (при вторичном синдроме).

Лишь в случае неэффективности перечисленных мер для лечения используют медикаментозные препараты. Обычно лекарства назначают, если на пальцах появляются незаживающие язвочки (некрозы). Базовая терапия включает следующие группы препаратов:
  • антагонисты кальция;
  • вазодилататоры (сосудорасширяющие средства);
  • антикоагулянты;
  • спазмолитические средства;
  • альфа-адреноблокаторы.

При прогрессирующей ишемии пациентам с вторичным синдромом рекомендуется симпатэктомия — хирургическая операция по резекции симпатического нервного ствола. После нее состояние больного улучшается, но лишь на какое-то время.

На данный момент синдром Рейно считается неизлечимым заболеванием.

Самое опасное осложнение, которое может возникнуть, это локальный некроз, приводящий к ампутации фаланг пальцев и инвалидности.

Информация проверена и подтверждена ревматологом клиники Premium ZdravClinic.

НАШИ специалисты

Невролог, ревматолог, физиотерапевт

Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, рекомендуем записаться на прием.

Другие заболевания по направлениям

• Артрит